Презентация для педагогов ДОО «Здоровьесбережение педагога»

«Профессия педагога – это работа «сердца и нервов»
В.А.Сухомлинский

Основными факторами риска труда педагога являются

  • повышенное психоэмоциональное напряжение;
  • значительная голосовая нагрузка при выполнении профессиональных обязанностей;
  • большой объем интенсивной зрительной работы;
  • высокая плотность эпидемических контактов.

Напряженные ситуации для педагога

  • взаимодействие с воспитанниками, связанные с нарушением дисциплины, конфликтными ситуациями между детьми;
  • взаимоотношения с коллегами и администрацией, основанные на расхождении во мнениях, взглядах, оценках ситуаций, перегруженность общественными делами, распределение и объем педагогической нагрузки, усиление контроля за выполняемой деятельностью, непродуманные требования и новации;
  • взаимодействия с родителями воспитанников, вызванные расхождением в оценке ребенка педагогом и родителями, снижением внимания со стороны родителей к воспитанию детей, индивидуальной конфликтностью и тревожностью родителей;
  • низкий социально-психологический статус профессии педагога, разочарование собой и выбранной профессией, конкретной должностью, местом работы, неудовлетворительная заработная плата и недостаточное общественное признание результатов педагогической деятельности способствуют энергетическому напряжению и формированию ситуативной или личностной тревожности воспитателей.

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) — это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов.

Основные симптомы эмоционального выгорания

  • психосоматические недомогания (усталость, утомления, снижение активности, бессонницы, желудочно-кишечные расстройства и т.д.);
  • напряженность в отношении к людям;
  • негативное отношение к самой работе;
  • скудность репертуара рабочих действий;
  • заниженная самооценка, негативное восприятие себя, жизни, перспектив;
  • агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, гнев);
  • эмоциональное истощение, упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;
  • частая раздражительность;
  • переживание чувства вины.

Эмоциональному выгоранию в образовании подвержены люди старше 35-40 лет: снижается энтузиазм, пропадает в глазах блеск, нарастают негативизм и усталость.

Предпосылки и особенности

Чувства: усталость от всего, подавленность, незащищенность, отсутствие желаний, страх ошибок, страх неопределенных неконтролируемых ситуаций, страх показаться недостаточно сильным, недостаточно совершенным

Мысли: о несправедливости действий в отношении себя, незаслуженности своего положения в обществе, недостаточной оцененности окружающими собственных трудовых усилий, о собственном несовершенстве

Действия: критика в отношении окружающих и самого себя, стремление быть замеченным или, наоборот, незаметным, стремление все делать очень хорошо или совсем не стараться.

Тест на профессиональное выгорание

  • Вам предложены утверждения, с которыми Вы согласны (да), не согласны (нет), они верны в некоторых случаях (иногда).
  • Меня тяготит педагогическая деятельность.
  • У меня нет желания общаться после работы.
  • У меня в группе есть «плохие» дети.
  • Если есть настроение — проявлю соучастие и сочувствие к ребенку, если нет настроения — не считаю это необходимым.
  • Желая упростить решение профессиональных задач, я могу упростить обязанности, требующие эмоциональных затрат.

Каждый ответ «да»- 3 очка, «иногда»-2 очка, «нет»- 1 очко.

Ключ:

5-8 очков — Вы не подвержены синдрому эмоционального выгорания;

9-12 очков — идет формирование профессиональных деформаций в виде эмоционального выгорания;

13-15 очков — идет развитие синдрома эмоционального выгорания

Техника позитивного мышления

  1. Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
  2. Не «переживайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
  3. Если возникла проблема, конфликт, решайте их своевременно и обдуманно.
  4. Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
  5. Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, старайтесь быть всегда в хорошей физической форме.
  6. Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто неприятен, мягко и незаметно ограничивайте общение.

Рекомендации для профилактики и устранения СЭВ педагога

  • Непрерывное психолого-педагогическое образование педагога, повышение его квалификации
  • Со стороны администрации — система поощрений, использование методов психологической разгрузки, релаксации прямо на работе
  • Разделение профессиональной деятельности и частной жизни
  • Разделение краткосрочных и долгосрочных целей
  • Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы
  • Поддержание хорошей спортивной формы
  • Овладение умениями и навыками саморегуляции, приемами аутогенной тренировки; овладение техникой позитивного мышления

«Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника.
Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.»

В.А.Сухомлинский

Презентация проекта

Скачать файл презентации Power Point

Проект размещён на интранет-портале Правительства МОhttps://intranet.mosreg.ru/node/266159

Leave a Reply